Почему болгары ездят на самых старых автомобилях в Европе?
23 Ноябрь 2020
Более 50 000 человек посетили крупнейший в истории Софийский автосалон до его официального закрытия 22 октября. Выставка побила рекорды как по площади, так и по представленным моделям — более 300. В целом, это удачный финал сильного года для местного автомобильного рынка. За первые девять месяцев 2017 года продажи новых автомобилей в Болгарии выросли на целых 18 процентов, опережая рост по сравнению с данными Европейского союза в целом.
Однако самым примечательным фактом автосалона этого года является другой: впервые Ассоциация автопроизводителей и импортеров (AAP) напрямую потребовала от государства изменения политики. Страна с самым старым автомобильным парком в ЕС находится в серьезной опасности превратиться в неофициальную автомобильную могилу Союза, если нынешняя философия властей по поощрению самых старых автомобилей и наказанию владельцев новых сохранится. Даже у соседней Румынии в этой сфере принципиально иная политика.
«Наша позиция не изменилась», — прокомментировал Александр Миланов, председатель AAP и исполнительный директор BMW Group Bulgaria. «Наша ассоциация, основанная в 1993 году, всегда стремилась создать оптимальные условия для торговли и ремонта автомобилей, создавая равные условия и равный контроль для всех участников. Однако со временем результаты отсутствия регулирования в лет назад, и некоторые тенденции продиктованы потребительским спросом. Если сегодня посмотреть на автопарк Болгарии, он чрезвычайно старый. Преобладают автомобили старше 15 лет. Автомобили до 5 лет составляют менее 5%. по сравнению с развитыми странами Западной Европы, но также и с нашими соседями в Центральной и Восточной Европе ».
Миланов уверен, что это можно изменить только при комплексном подходе. «Неправильно сосредотачиваться только на одной мере и рассчитывать на нее, чтобы полностью изменить направление развития. В то же время мы осознаем, что государственный бюджет Болгарии ограничен и имеет очень важные приоритеты».
Однако бюджетные ограничения и низкие доходы не полностью объясняют картину — особенно с учетом опыта соседних стран, таких как Румыния. «Если сегодня нам нужно сравнивать рынки новых автомобилей в Болгарии и Румынии, то наш рынок примерно в три с половиной раза меньше. Но уровень автомобилей с электрическим или подключаемым гибридным приводом в Болгарии в 40 раз ниже», — сказал Миланов. .
Целая череда болгарских правительств отказывается принимать какие-либо меры, оправдывая себя социальными соображениями — автомобили должны быть доступны для всех. Но в то же время, поощряя импорт подержанных автомобилей с минимальными налогами, государство совершенно не интересуется тем, насколько именно эти автомобили загрязняют окружающую среду, — а здоровье в больших городах — это тоже социальная проблема, причем серьезная.
«Оказывается, мы живем в чрезвычайно загрязненном городе», — сказал Грабрин Иванчев, генеральный директор Kia Motors Bulgaria и член правления AAP. «И это касается не только Софии, но и других наших крупных городов, загрязненных в основном мелкими частицами пыли, которые выбрасываются двигателями наших старых автомобилей. Болгария — страна с самым старым автопарком в Европе, среднего возраста. 18 лет. Нам нужно что-то сделать, чтобы это изменить. Один из способов — продвигать электрические и гибридные силовые установки. У нас есть идея, которую мы предложили государству создать фонд для стимулирования продаж таких автомобилей. Не будем говорить о таких странах, как Франция или Германия, но такой фонд существует даже в Румынии — покупка электромобиля субсидируется 10 000 евро, а старая машина покупается отдельно за 1200 евро. Это действительно стимулирует замену парка, а не, как сейчас в Болгарии, владельцев новых автомобилей «наказывать» налогом в три раза выше, чем владельцев старых ».
Тот факт, что все другие страны Европейского Союза вводят ограничения на наиболее загрязняющие старые автомобили, а Болгария облагает их налогом в тридцать левов в год, создает условия для настоящего потока крошек в ближайшие годы, купленных за границей за бесценок.
«Мы обсуждали это с министром окружающей среды господином Димовым, он нас в этом поддерживает», — сказал Грабрин Иванчев. «Предложение министерства состоит в том, чтобы усилить контроль над первой регистрацией вновь импортированных автомобилей, чтобы те, которые не соответствуют критериям, не могли быть импортированы. Но этого недостаточно, потому что ЕС является свободным рынком, и мы не можем запретить импорт. Поэтому необходимо с помощью налоговой политики следить за тем, чтобы старые, загрязняющие окружающую среду автомобили — и они также не были безопасными, поэтому в Болгарии ежегодно на дорогах умирает в три раза больше людей, чем в Европе — убыточно ».
В Болгарии в течение многих лет не уделялось должного внимания определению суммы автомобильного налога, — подчеркивает Александр Миланов. «Практически в нашей стране существует дискриминация в отношении новой машины. Ее необходимо устранить, в этом нет никаких сомнений. Нам нужно подумать о том, как создать условия для покупки новых автомобилей, но без значительного ущерба для людей, которые в настоящее время не могут. Если мы посмотрим на рынок в настоящее время, нет более дешевой покупки, чем покупка нового автомобиля в Болгарии, как из-за расширенных гарантий, так и из-за их более низких цен по сравнению с другими европейскими странами, а также из-за выгодных финансовых и лизинговых условий. .. Если человек сделает учетную запись, он увидит, что из бюджета, который он тратит на обслуживание своей старой машины со всеми вытекающими отсюда рисками, он действительно может позволить себе новую машину — возможно, не в том же сегменте,